Внутренняя учетная политика предприятия не может быть причиной смены метода учета расходов, установленного в Налоговом кодексе РФ. К такому решению пришел Верховный суд при рассмотрении конфликтной ситуации между дистрибьюторским автоцентром (заявителем) и ФНС. Суть спора заключалась в следующем: территориальная инспекция доначислила юрлицу налог на прибыль, так как дилерские бонусы были необоснованно учтены в том же периоде, в котором они фактически были уплачены. Отстаивая свою позицию, заявитель сообщил о том, что именно такой порядок прописан в учетной политике компании.
Рассмотрев суть спора, на заседании 3 октября 2017 года Верховный суд встал на сторону налоговиков. Мотивируя свое решение, судьи напомнили об отсутствии в НК РФ нормы, позволяющей менять общий порядок
учета расходов во внутренней учетной политике. По мнению представителей высшей судебной инстанции, автоцентр должен был следовать установленным общим нормативам. В соответствии с ними, день перечисления денег со счета является датой осуществления внереализационных расходов только для следующих платежей:
- подъемные;
- компенсации за использование собственного легкового транспорта для служебных поездок;
- проценты на требования конкурсного кредитора.
При этом дилерские бонусы фактически представляют собой премии, начисленные за выполненные условия договора, и к приведенному выше списку они не относятся. В пп.3 пункта 7 статьи 272 НК РФ установлено, что датой осуществления расходов для таких платежей является день расчетов или предъявления подтверждающей документации либо конец отчетного периода.
В рассматриваемом случае, бонусы дилерам платились на основании выполнения плана продаж за определенный срок, закрепленный в типовом договоре. По информации от главбуха предприятия, факт соответствия плановым показателям подтверждался следующим образом: каждый месяц дилеры сети вносили данные о продажах в централизованный сетевой портал. При этом обязанность ввода в систему достоверной информации в полных объемах прописывалась в заключаемых дилерских договорах. Составления двухсторонних актов не было предусмотрено. Из этого судьи сделали вывод, что организация должна была учитывать бонусы не по дате их фактической выплаты, а по данным сетевого портала, прямо указывающим на периоды, за которые начислялись премии.